Статьи раздела Спорт, спорттовары: Залог успеха - тандем талантливых тренера и ученика

Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто 
располагает лучшей информацией
.
Бенджамин Дизраэли 

Главная страница

Особенности коммерческой информации

Участники проекта Новости компаний

Контактная информация

Карта сайта

Тематические статьи:

 

Бизнес, аналитика

Медицина, здоровье

Недвижимость

Новые технологии

Отдых, туризм

Производство

Информация

Спорт, спорттовары

Строительство

Техника, материалы

Экономика, финансы

Юристы, право

Товары для детей

Растительная жизнь

 

 

SEO-копирайтинг

Анализаторы поисковых машин

 

Поддержка некоммерческих ресурсов

 

 

Рекламный блок:

Все статьи раздела Спорт, спорттовары

Залог успеха - тандем талантливых тренера и ученика

    Давненько что–то мы не заглядывали в просторный дом, где тренируются, живут, соревнуются триста юных олимпийских надежд города Дзержинского по дзюдо и самбо. Да–да, и не стоит скептически приподнимать бровь: кому известно наше, а вернее их будущее? Как трудолюбивые муравьишки, приходят мальчишки–девчонки, юноши–девушки на занятия в специализированную спортивную школу «Союз», чтобы, ежедневно преодолевая себя становиться сильнее, чтобы однажды, выйдя на свою главную встречу, оказаться выносливее, решительнее и профессиональнее противника. Пока для многих воспитанников СДЮШОР «Союз» это завтрашний день, а сегодня...

— Сегодня, — знакомит старший тренер школы Александр ВОЛОС с особенностями тридцатилетней спортивной жизни СДЮШОР «Союз», — мы много работаем, выступаем на разнообразных турнирах. К примеру, в январе 
ребята побывали в Можайске, Котельниках, Москве, Тамбове, Дмитрове и других городах. Сегодня «союзовцы» как раз возвращаются с первенства Центрального Федерального округа (ЦФО), который проходил в Муроме... Жизнь у нас напряженная: за месяц в среднем 10 соревнований. Каждые выходные 2–3 команды разъезжаются в разные стороны.

— Александр Николаевич, с какими результатам возвращаются чаще всего ваши воспитанники?
— Ребята борются. Кто–то лучше, кто–то хуже. Если поднять список призеров, то видно, что в последнее время хороших результатов добились Дмитрий Столяров, Ян Зеновкин, Илья Борисов, Валерия Иванова, Кристина 
Храмцова, Максим Цветков, Иван Желваков, Сергей Кузнецов, Марина Лескина, Егор Матейчук, Виталий Хайрушев, Ирина Безрукова, Евгений Денисов, Евгения Фролова. Вот сколько у нас талантливого народу! Сима, Бэла и Рамзан Мирзоевы — брат и сестры. Бэла — член сборной России, мастер спорта, а Сима на днях на первенстве ЦФО стала первой.

Двери СДЮШОР «Союз» не закрываются практически никогда. На каникулах ребята приходят в тренажерный зал, играют в настольный теннис — можно сказать, что мы работаем в режиме клуба отдыха. Началась учеба — 
тренировки по расписанию: работа и поездки.

В каждом сезоне можно выделить несколько наиболее ответственных для спортсменов этапов, являющихся отборочными перед выступлениями на первенстве ЦФО и чемпионате России. Большинство из них для «союзовцев» 
завершилось удачно. Первенство Московской области по самбо в Серебряных Прудах — шесть дзержинских призеров. На чемпионате области среди взрослых Сергей Паничкин занял первое место. Егор Матейчук и Альберт 
Нафиков там же завоевали вторые места. В конце декабря прошло первенство Министерства образования России в Тамбове, на котором третьи места заняли Ирина Безрукова и Евгения Фролова. Задача минимум — войти в четверку 
сильнейших, чтобы попасть в финал первенства России, — выполнена. Наши дзюдоисты успешно выступили и на отборочном первенстве Московской области в Можайске, выйдя в финал, в котором, став бесспорными лидерами, 
победили Сима Мирзоева и Виталий Хайрушев, а Кристина Храмцова заняла второе место.
— Как чаще всего приходят дети в спорт?
— В качестве примера хочу сказать о Яне Зеновкине, выигравшем в прошлом году международный турнир. С ним 
вместе в зал приходит его отец — Павел Зеновкин, который кроме тренировок помогает обучать старших ребят. Кроме Павла и Яна Зеновкиных, у нас занимаются отец и сын Борисовы — Денис и Илья. Родители Валерии Ивановой — и мама, и папа — раньше занимались у меня.

В нашей школе существует хорошая тенденция, преемственности поколений дзержинских дзюдоистов. Завершив свою спортивную карьеру, многие ее выпускники возвращаются обратно в школу наставниками подрастающих 
дзюдоистов. Заслуженный мастер спорта Виктория Волотова тоже по–прежнему с нами: три раза в неделю она проводит тренировки. Несколько лет назад в школе были организованы занятия для самых маленьких — четырех– и пятилетних ребятишек. В настоящее время с ними работают профессионалы высокого уровня — многократный призер чемпионатов СССР и СНГ Татьяна Шкуратова и мастер спорта международного класса, победитель 
чемпионата мира по самбо Оксана Прокофьева. Первые выпускники этой группы уже перешли на следующую ступень развития. Мы надеемся, что в будущем они тоже свяжут свою судьбу со СДЮШОР, может быть, приведут в 
«Союз» и своих детей. Многие старшие ребята приезжают к нам, интересуются жизнью школы, оказывают помощь. 

Мастер спорта международного класса Элла Кузьменко, наша выпускница, подарила школе принтер. Да и не только она, многие помнят родные стены.
— Часто воспитанники СДЮШОР радуют достойными результатами?
— Результатов, конечно, хотелось бы иметь больше. Тем не менее, спады и подъемы — это закономерные этапы развития: одни спортсмены подрастают и уходят, приходят другие, начинающие. Сегодня на всероссийском уровне 
на татами появилось много талантливых борцов. Поэтому пробиться в финал соревнований очень сложно — сильная конкуренция. Нам это удается: на первенстве ЦФО ребята заняли призовые места — два первых и одно второе. Они знают, что дома их достижения обязательно отметят. В фойе школы на информационном стенде регулярно вывешиваются поздравления. Те, кто показали высокие результат, получают призы. Стал мастером спорта — дарим 
форму.

По итогам года определяется лучший спортсмен СДЮШОР «Союз». Этой традиции более двадцати пяти лет. Третий год мы дарим лучшему спортсмену кубок, на котором выгравировано имя победителя. Там в свое время стояла 
фамилия Павла Зеновкина, думаю, что через несколько лет появится имя его сына. Еще мальчишкой возглавлял этот список Борисов–старший, в будущем рассчитываю увидеть на этом месте Илью. Чаще всех лучшими спортсменами признавались Виктория Волотова и Юлия Волос. Признанным лидером прошлого года является Бэла Мирзоева. 

Интересно наблюдать, когда приходящие в «Союз» детишки с радостью узнают на фотографиях прежних лет своих пап и мам. На этих снимках сегодняшние родители порой оказываются младше их детей. В летописях спортивной школы отражены все страницы истории клуба.
— Александр Николаевич, спортивные победы куются не только на ковре?
— Безусловно, весь коллектив спортивной школы «Союз» согласованно движется в этом направлении. На первом этаже у нас работает администрация. Работает отлично. Директор школы Лора Волос пришла сюда 25 лет назад, 
отложив, как оказалось навсегда, защиту диссертации, оставив спокойную рабочую обстановку с чаем и беседами. Она взвалила на свои плечи массу хлопот и сегодня, четверть века спустя, считает, что самая благородная работа — заниматься здоровьем детей. 

Заместитель директора по хозяйственной части Елена Новосельцева — надежный тыл. 

Заместитель директора по воспитательной работе Диана Батурина — человек энергичный, творческий. Она заметно оживила жизнь в школе. Мне кажется, что не существует того, что бы ей не под силу было выполнить. «Надо в 
течение двух недель запустить такой–то проект» — «Я никогда этим не занималась» — «Посмотри. Разберись» — «Хорошо». И в положенный срок все сделано. «Первый этаж» берет на себя решение практически всех 
организационных вопросов, освобождая тем самым тренеров СДЮШОР, которые занимаются исключительно обучением воспитанников.

В последнее время все вечерние тренировки мы проводим вместе: не каждый сам по себе, а одной группой. Ребята выполняют одинаковые задания. У тренеров есть возможность что–то подсказать, помочь друг другу, происходит 
взаимное обогащение.

Работа тренеров сродни работе преподавателей различных творческих профессий. И как свойственно каждой творческой натуре, их промах — не итог личной недоработки, а, скорее, результат несправедливого жизненного 
устройства. Это реалии, и никуда от этого нам не деться. В спортивных школах, так же, как и в других коллективах, трудятся гении, признанные или не признанные, но обязательно гении. Трудно ли ужиться в одном коллективе? Да 
уж. Проблема есть, но компромисс всегда находится. Если есть цель, азарт, творческий поиск, то многое оправданно. Для спорта немаловажно, чтобы и результаты были достойные.

Трудностей на пути к победе бывает огромное количество. Льются слезы. Звучат обещания не переступать больше порога школы. Все бывает, и все проходит. Наступает новый день, и вновь ребята идут к нам, чтобы становиться сильнее. Порой только года через два ребенок замечает, что, выигрывая, он получает удовольствие. Что там, где другие плачут, он спокойно выполняет положенное.

Одни, испытывая боль, плачут, другие считают ее нормой. Хорошее качество, помогающее философски смотреть на жизнь в целом. Когда ты осознаешь, что проблемы и неудачи — это естественная часть бытия, то внутренне 
примиряешься со многими житейскими несправедливостями. Кто сказал, что будет легко? Что мама всю жизнь будет тебя оберегать и опекать? Нет, незаметно наступает время, когда ты должен начать помогать другим. Работа тренера заключается в том, чтобы подготовить человека, способного к единоборству. К схватке, победе... Для этого не только мышцы должны быть развиты, а тело — обладать достаточной гибкостью, но и психология должна стать другой. Спорт наш очень специфический, его можно сравнить с гимнастикой. От дзюдоиста, как и от гимнаста, требуется четкое выполнение упражнений. Разница лишь в том, что «спортивный конь» у нас совсем не хочет, чтобы на нем демонстрировали свою ловкость, а наоборот, норовит сам тебя сбросить и подмять.
— Можно ли заранее просчитать ход схватки?
— Конечно, все это готовится на тренировках. Заранее строится план схватки, разрабатывается тактика. Но сложно предусмотреть, как будет развиваться ситуация на ковре, всегда нужно быть готовым к экспромту. Сегодня даже 
родители, которые присутствуют на занятиях, твердят ребятам: «Ищи решение». Не случайно. Есть много способных ребят, которые, к сожалению, не умеют быстро думать. Единоборство, как КВН, — кто первый придумает 
правильный ответ, чье решение окажется неожиданнее, тот и победит.
— Александр Николаевич, сколько «домашних заготовок» у спортсмена в резерве, какой его классический минимум?
— Основных бросков, достаточных для борца, два. Все остальное — это импровизации на тему. Пример — одаренный писатель, имеющий свой индивидуальный стиль. Если подряд читаешь несколько его произведений, то 
невольно замечаешь, что из книги в книгу повторяются одни и те же стандартные фразы, прослеживается стереотип поиска решения (развития повествования). Это детали, благодаря которым автор узнаваем. Так же и у нас: один обыгрывает противника за счет быстроты и творчества, другой берет психологической устойчивостью. В результате у каждого спортсмена выделяются свои наиболее сильные варианты «оружия».
— Тренерская работа в основном строится на личном спортивном опыте или имеется соответствующая методическая литература?
— Конечно, главное — практика. К большому сожалению, институты физкультуры не дают студентам хорошую школу техники. У нас знающий преподаватель тот, кто сумел собственную базу практических знаний переложить на рельсы теории. Крайне сложно передать свой опыт детям, даже если ты очень хороший спортсмен, много боролся и много знаешь. Как это ни парадоксально, но на начальной стадии подготовки это не важно. Потому что ребенку нужно дать базу: мощную, грамотную — ту, которую он готов усвоить сегодня. Например, только в определенном возрасте у ребенка может развиться гибкость, а позже он может стать только сильнее. Тренер должен вовремя объяснить, что дзюдо — это состязание в красоте выполнения бросков. Борются только на очень высоком уровне, а на уровне спортивной школы нужно выполнять грамотные броски: «Ты должен выйти. Улыбнуться в одну сторону, бросить в другую. И уйти. Быстро и лаконично». И вот этому тоже, к сожалению, не учат в институте.

Так что для того, чтобы учить, нужно быть талантливым человеком. Если ребенку попался такой преподаватель, значит, он что–то получит. Таких людей у нас в школе много, но бывает, с ними мы и расстаемся. Ведь наша школа 
не общеобразовательная, ребенок в любой момент может уйти. А занимается главным образом потому, что ему интересно с тренером. Если все–таки ребенок ушел — вероятнее всего, причина в тебе. Таковы особенности педагогики...

Беседовала Елена БУРДЕЙНАЯ
(по материалам газеты "Угрешские вести")

© Ugresha.ru, 2005-2007

Копирование информации запрещено.

Использование материалов только с письменного разрешения владельца сайта.