Статьи
раздела Информация
День
Света
Праздник Крещения занимает один из центральных моментов богослужебного годового круга. В древней церкви, как мы упоминали в предыдущих материалах, посвященных Рождеству Христову, не было традиции отдельного празднования этих святых дней.
Рождество и Крещение объединялись в одно торжество, которое называлось Днем Света.
Вся вселенная освещается светом явления на землю Иисуса Христа. По своему смыслу эти два события также близки. В Рождество Спаситель является миру сокровенно, как младенец, еще не известный человечеству, в Крещение он уже выходит на общественное служение, на проповедь-покаяние.
Именно на реке Иордан Иоанн Креститель указует на него как на проповедника, как на грядущего мессию, как на Спасителя человеческого рода. Церковь с радостью встречает праздник Богоявления. «Как безгрешный, Иисус не нуждался ни в каком очищении, поэтому и Крещение это означало для него лишь «исполнение правды», как она была указана волею Бога Отца. Когда Иисус вышел из воды по крещении, «се отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так в Крещении Христа торжественно проявилось участие всей Пресвятой Троицы, во имя трех лиц которой и совершается христианское таинство крещения. Это событие глубоко переживается в богослужении праздника, в тех прекрасных проповедях, которые оставили древние отцы.
Традиционно церковь в этот день ждет всех своих чад в храме. Богослужение праздника Крещения по своей торжественности напоминает рождественское. Накануне совершаются Царские часы, литургия Василия Великого и всенощное бдение, начинающееся Великим повечерием.
Особенность праздника Крещения составляет освящение вод. Как некогда Христос, войдя в реку Иордан, освятил ее своим присутствием, так и сегодня церковь по окончании Божественной литургии с особым благоговейным отношением приступает к водоосвящению, которое традиционно совершается дважды: непосредственно в сам день праздника — 19 января и накануне, в крещенский сочельник — 18 января. Эти два водосвятия уникальны.
Поэтому и называются они великими, так как в отличие от малого водоосвящения, которое может совершаться во всякое другое время, эти службы не повторяются. По тексту два чина великих водоосвящения идентичны, поэтому и разницы между водой, взятой в сочельник, и водой, набранной в праздник Крещения, нет.
По сложившейся практике в русской православной церкви первое водоосвящение бывает накануне праздника в храме, другое — на второй день под открытым небом, когда верующие крестным ходом идут на так называемую «Иордань», то есть на водоем. Вероятно, эта традиция пошла от древнего обыкновения Иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. В Николо–Угрешском монастыре ежегодно освящение воды — и в первый день, и во второй — происходит на площади между Успенским и Спасо–Преображенским соборами. Помимо этого вода освящается и в часовнях обители: в часовне на месте явления образа святителя Николая князю Дмитрию Донскому и в часовне, расположенной напротив Петропавловской церкви.
Крещенская вода в течение всего года бережно сохраняется верующими людьми. Еще в древней церкви христиане с благоговением относились к этой воде. И в тех случаях, когда кто–то отлучался от причащения Святых Христовых тайн или не имел возможности причаститься, то вкушал освященную воду. В самом чинопоследовании этого дня говорится о назначении крещенской воды. Она используется для освящения всей жизни верующего человека: вещей, дома — везде чувствуется ее благодатное присутствие. Священна не только та вода, которая присутствует в крещенской купели, но и та, которая находится вокруг в виде снега, дождя.
Благодаря благодати Божьей освященная вода обладает удивительными свойствами. Известны многочисленные случаи, когда люди по вере своей, вкушая крещенскую воду или окропляя ею свое жилище, получали исцеление в болезнях и утешение в скорбях.
Ежегодно совершая чин великого водоосвящения, церковь напоминает, что благодать Божия должна быть для человека столь естественна, так же окружать и питать его, как и вода — самое распространенное на земле вещество. Пусть не смущаются сердца людей, приходящих в храм за святой водой, — Господь своей милостью творит чудеса.
Иеродиакон ИОВ, насельник Николо–Угрешского монастыря
(по
материалам газеты "Угрешские вести")