Все
статьи
раздела Экономика,
финансы
Система потребительской кооперации
Сегодня требуется глубокая оценка форм хозяйствования на микроуровне, которая, в свою очередь, охватывает также требования оценки структур собственности. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственным моментом является формирование субъекта рынка. Таким субъектом мы выделяем систему потребительской кооперации.
Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, ориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкиваются на противоречия - социальные и экономические. Большинство рыночных структур коммерциализируется и своей основной целью считают извлечение прибыли.
Потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и выполняет социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения, монополизации цен и так далее. В отличие от коммерческих структур, торгующих зачастую товарами, приносящими сиюминутную прибыль, предназначение потребительской кооперации заботиться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах, несмотря на возможную убыточность.
С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя. С другой стороны, рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и выполнения своих социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений. Они должны функционировать в правовой среде, регламентирующей деятельность всех хозяйствующих субъектов.
Потребительская кооперация - одна из немногих общественных организаций, которая в качестве главной задачи провозгласила решение социальных проблем, являясь в тоже время важным хозяйствующим субъектом рынка.
Нынешняя система ценообразования коренным образом изменила ситуацию: процесс формирования доходов почти полностью находится в руках потребительского общества, торговые надбавки устанавливаются самостоятельно.
Коммерческий расчет обуславливает необходимость глубокого экономического обоснования торговых надбавок: они должны покрывать общественно-необходимые издержки обращения и обеспечивать приемлемую рентабельность. Торговые надбавки должны быть дифференцированы по отдельным товарам и товарным группам с учетом их издержкоемкости и социальной значимости для покупателей.