Как выстроить эффективную политику поддержки малого бизнеса
Автор статьи: Андрей Шаров, директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, кандидат юридических наук
Государственная политика поддержки малого предпринимательства в 2002-2004 гг. ставила перед собой несколько практических задач. В том числе упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна", введение трехлетнего моратория на проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий; установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход). Все эти меры были реализованы и принесли свои плоды в виде положительной динамики роста субъектов малого предпринимательства.
Государственная политика в области поддержки малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу нацелена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, а также на увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Не менее важным является и увеличение вклада малых и средних предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, в обеспечение высокого уровня занятости.
На 2005 г. Законом "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрены средства на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в размере 1,5 млрд. руб. Эти средства, согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249, используются по следующим направлениям:
* создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов;
* поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта;
* развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
* создание и развитие инфраструктуры поддержки инновационных МП.
Реализация этих механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства осуществляется при софинансировании бюджетами субъектов Российской Федерации (от 30 до 70% в зависимости от уровня экономического развития субъекта РФ).
Первое из этих направлений подразумевает создание самостоятельных юридических лиц, предоставляющих по результатам конкурса бизнес-проектов начинающим малым предприятиям (не более года с момента государственной регистрации) аренду рабочих мест на льготных условиях. Максимальный срок пребывания предпринимателя в инкубаторе три года, после чего предприниматель обязан освободить место для новых предпринимателей. А до наступления этого срока устанавливается льготная ставка арендной платы, которая повышается каждый год и к третьему году достигает ставки по платежам за аренду государственного имущества в данном субъекте Российской Федерации.
Бизнес-инкубатор, помимо, собственно, помещения, предоставляет возможность получения льготного консультационного сопровождения бизнес-проекта предпринимателя. Таким образом, бизнес-инкубаторы позволят решать сразу комплекс проблем, в том числе проблему производственных и офисных площадей для малого бизнеса, а также чрезмерных издержек на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение).
Предполагается, что до 2008 г. будет создано около 100 бизнес-инкубаторов. В результате их деятельности будет возникать от 900 до 1125 новых малых предприятий ежегодно. При этом существенно уменьшатся издержки субъектов малого предпринимательства на администрирование и организацию бизнеса, в целом вырастет их "выживаемость".
Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта, предусматривает следующие меры:
* субсидирование процентной ставки (50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими продукцию на экспорт, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
* компенсация (50% от суммы затрат) предпринимателю затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и/или законодательства страны-экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, стандарты серии ИСО, GMP, IDEF), являющихся необходимыми для экспорта продукции;
* частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).
В России работают 989,3 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. В I квартала 2005 г. оборот малых предприятий составил 2014,0 млрд. руб.
Предполагается, что в среднесрочной перспективе эти меры обеспечат двукратный рост объема валовой выручки малых предприятий - участников программы и повышение на 30% доли субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта.
Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства предполагает субсидирование части процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам кооперативов.
Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий подразумевает предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания региональных венчурных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании. Это в свою очередь приведет к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия и росту доли малых предприятий в научно-технической сфере (в настоящее время доля составляет 1,9%).
Субъекты Российской Федерации, получившие подобную субсидию, принимают на себя ряд обязательств, гарантирующих целевое использование средств. К концу года ожидается появление пяти-семи закрытых паевых инвестиционных фондов с совокупным предложением для венчурного финансирования малых предприятий на сумму около 1 млрд. руб.
В настоящее время идет разработка еще одного мероприятия по финансовой поддержке малого предпринимательства, оно также связано с расширением возможности предпринимателей получить кредит в банках. Учитывая опыт России и стран Восточной Европы, предложена схема компенсации стоимости гарантий и поручительств, которые предоставляют предприниматели для заключения договора банковского кредита или договора лизинга. Реализация мероприятия предполагается также через субъекты Российской Федерации. Проект позволит привлечь к федеральным программам регионы, которые пока не приняли в ней участие, обратить внимание банковского сообщества на новые возможности кредитования малых предпринимателей.
В 2006 г. планируется продолжить финансирование проектов 2005 г., а также сформировать дополнительные направления поддержки, в том числе в сфере кредитования малых предприятий.
По материалам Национального Банковского Журнала
http://www.nbj.ru/