Все
статьи
раздела Бизнес, аналитика
Развитие торговли в условиях рыночной экономики
Наше общество находится на пути сложного и трудного этапа стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике, стратегическая цель которого - создание эффективной экономики.
Анализ мировой практики показывает, что аналогов перевода экономики такой страны, как наша, на рыночные отношения еще не было. Точнее, нигде не было таких территориальных, народнохозяйственных и социальных масштабов.
Рыночная экономика подразумевает многоукладную, смешанную экономику, основанную на товарном производстве, товарно-денежных отношениях, многообразных формах собственности и хозяйствования. Следует также учитывать непосредственную связь рыночной экономики с процессами обращения, то есть с торговлей, формами собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.
В связи с этим важное теоретическое и практическое значение приобретает исследование проблем их развития в условиях рыночной экономики.
Вопрос о рынке, его экономическом содержании, месте и роли относится к числу вопросов, вокруг которых в настоящее время идут теоретические споры. Рынок имеет многосторонний характер. Существует ряд определений, каждое из которых характеризует его отдельные стороны. Наиболее точным, на наш взгляд, является следующее: рынок, - это сфера обмена товаров, совокупность форм и способов торговли, отношений между производителями и потребителями.
Рынок как экономическая категория выражает определенную сторону производства, обусловленных, прежде всего, отношениями обмена, обращения товаров и денег. Рынок - категория, присущая товарному производству. В условиях товарного хозяйства он необходим для удовлетворения общественных потребностей обособленных производителей, а именно для расширенного воспроизводства, где начальная стадия - товарное предложение, а заключительная фаза представлена спросом. Через рынок осуществляется действие закона спроса и предложения, закона стоимости.
Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок. Изучение последнего позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать такие факторы, как: сколько производить, что производить и для кого. Индикатором определения товародвижения и потребления является торговля, где решаются вопросы специализации, формирования товарного ассортимента, развития различных форм реализации товаров.
Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно сопряжен с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, ориентированной на рынок и коммерческую деятельность и нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, максимальную мобилизацию ресурсов, использование различных форм товарного обращения.
Торговля в новых экономических условиях предназначена решать не только проблемы распределения, но и осуществлять настоящий товарно-денежный оборот и таким образом принимать активное участие в процессе современного расширенного воспроизводства.