Все
статьи
раздела Бизнес, аналитика
Формирование потребительского общества в условиях рыночной экономики
Организация, планирование, координация и контроль хозяйственной деятельности потребительского общества должны при этом осуществляться в каждом конкретном случае особым образом, учитывающим как исторически сложившиеся традиции в данном регионе, так и социально-экономические и социально-политические условия в стране и регионе. Единственным средством возрождения и экономического процветания организаций ПК является их динамичное развитие.
Интересен опыт западных стран. В США насчитывается всего несколько тысяч потребительских кооперативов, и они
так и не стали сколько-нибудь значительной силой в системе распределения. А вот в Европе — и особенно в Скандинавских странах и Швейцарии - ситуация в корне противоположная. Большим опытом, с которым имело бы смысл ознакомиться и который может быть использован у нас (в том числе и в аспекте руководящих кадров), располагает швейцарский потребительский кооператив «Мигрос», на долю которого приходится 11% общего розничного товарооборота в стране. В настоящее время «Мигрос» это гигантское объединение, включающее 440 магазинов-филиалов, 74 специализированных магазина и множество других предприятий, в основном принадлежащих потребителям.
Международная организация труда в 127-й Рекомендации, опубликованной в Женеве в 1996 г., определила кооператив как «ассоциацию лиц, добровольно объединенных для достижения общей цели, путем создания предприятия, обеспеченного необходимым капиталом из паевых взносов каждого, согласившихся справедливо участвовать в рисках и результатах этого предприятия и активно участвовать в его функционировании».
Французские правила кооперации разработаны на основании рекомендаций 23-го конгресса Международного кооперативного альянса с учетом социально-экономических условий страны и четко выражают основную цель кооперации взаимопомощь, получение кооператорами услуг, благ или рабочего места на условиях более выгодных, чем на свободном рынке.
Потребительская кооперация как система, характеризуется многозвенностью и многообразием отраслей хозяйства. К основному звену в системе потребительской кооперации относятся потребительские общества и районные союзы, кооперативные предприятия и объединения, а также кооперативы новых видов в сфере производства и услуг. Потребительская кооперация организована на основе добровольных обществ пайщиков, их союзов и ассоциаций, объединившихся для совместного ведения хозяйственной деятельности с целью улучшения своего экономического и социального положения. Собственность потребительской кооперации определена как коллективно-долевая и совместная собственность граждан-членов потребительских обществ, то есть как частная собственность.
Реформирование потребительской кооперации, обусловленное изменяющейся экономической ситуацией в стране, представляет собой сложный и многогранный процесс. Как составную его часть можно рассматривать коммерциализацию, которая в потребительской кооперации коммерциализация имеет преимущественно экономическую направленность. Она, в отличие от государственной торговли, не сопровождается сменой собственника, так как коллективно-долевая собственность кооперативных организаций по своей сути является частной. Основной смысл коммерциализации заключается в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования, центральное место среди которых занимает коммерческий расчет.
Коммерческий расчет- это категория рыночной экономики, представляющая собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности. Коммерческий расчет предполагает получение максимума прибыли при минимуме затрат и достижение такого уровня рентабельности, который обеспечивает текущую и перспективную деятельность предприятия в условиях рыночных отношений.
«Коммерческий расчет отличается от хозяйственного расчета тем, что это категории различных экономических систем.
Если в хозрасчете рентабельность рассматривалась как один из принципов хозяйствования (наряду с оперативно-хозяйственной самостоятельностью, материальной заинтересованностью, материальной ответственностью), то в коммерческом расчете получение прибыли становится самоцелью, главным условием выживания в рыночной экономике. Коммерческий расчет базируется на рыночных элементах, а именно: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании.
В потребительской кооперации в результате экономических преобразований эти рыночные основы в той или иной степени сформированы. Следовательно, имеются объективные условия для использования в ее деятельности принципов коммерческого расчета.
Практическая реализация данной задачи предполагает переоценку всех сторон деятельности потребительского общества с позиции получения максимальной прибыли. Росту доходов должно способствовать расширение объема деятельности, установление более справедливой системы издержек торговли при формировании розничных цен.